Статья, 2 минуты
Почему увольнение — это акт заботы, а не жестокости (и как это доказать)
Представьте отдел, где годами работает сотрудник, который постоянно ошибается, не выполняет согласованный объем работ в срок и должного качества. Руководитель в курсе, но не решается на увольнение: жалко, страшно провести сложный разговор, в целом человек лояльный компании, он же не увольняется, да и некогда искать замену. Знакомая история?

В такой ситуации принято считать, что самый «жестокий» поступок — это увольнение. Но настоящая жестокость — оставлять всё как есть. Мучается весь коллектив, теряет прибыль бизнес, и даже сам сотрудник, который находится не на своем месте, не развивается и не реализует свой потенциал.

Увольнение — это не акт наказания. Это акт уважения к бизнесу, к коллективу и к самому сотруднику. И вот несколько доказательств, подтверждающих эту мысль.
1. Это уважение к бизнесу и его результатам

Каждый неэффективный сотрудник — это «тихая», но постоянная утечка ресурсов. Он не просто недополучает зарплату — он:

  • Снижает общую продуктивность команды. Исследование Google «Аристотель» по эффективности команд показало, что ключевой фактор успеха — это надежность, когда участники выполняют качественную работу в срок. Один ненадежный член команды подрывает этот фундамент для всех.

  • Несет скрытые издержки. Его ошибки исправляют другие, его обучение требует времени, а его негативное влияние на атмосферу приводит к выгоранию и уходу лучших специалистов. В итоге бизнес теряет не только деньги, но и главный актив — талантливых людей.
2. Это уважение к коллективу и его атмосфере

Сохранение неэффективного сотрудника — это прямой сигнал команде: «Мы миримся с посредственностью». Это разрушает два других столпа эффективности по данным Google:

  • Психологическая безопасность: Коллеги перестают чувствовать себя в безопасности, чтобы высказывать мнения и рисковать, если видят, что непрофессионализм остается безнаказанным.

  • Структура и ясность: Стираются границы ответственности и понятные ожидания от работы. Коллектив начинает негласно брать на себя обязанности уволенного, что приводит к росту нагрузки и недовольству.

Открытый разговор с командой после принятия решения помогает восстановить справедливость и вернуть фокус на общие цели.
3. Это уважение к самому сотруднику

Удерживая человека на позиции, где он не может быть успешен, вы мешаете его карьерному росту. Возможно, его таланты лежат в совершенно другой области, и, оставаясь на старом месте, он просто теряет время. Увольнение становится для него шансом найти дело, которое будет приносить ему смысл и удовлетворение — еще два элемента эффективной команды из того же исследования Google.
Что делать, чтобы решение было верным?

Решение об увольнении должно быть взвешенным и подготовленным.

  • Подготовьте почву: Продумайте разговор, сведите к минимуму возможные конфликты.

  • Будьте честны с коллективом: Соберите команду и подробно, насколько это возможно, объясните причины своего решения. Это предотвратит сплетни и домыслы.

  • Сфокусируйтесь на будущем: При поиске замены начните не с размещения вакансии, а с четкого описания компетенций и ожиданий от новой должности исходя из бизнес-процесса, за который он будет отвечать.

P. S. Если вам нужна помощь в выстраивании эффективной команды или в проведении сложных организационных изменений — обращайтесь. Помогу разработать стратегию, которая сэкономит ваши ресурсы и нервы.