Статья, 3 минуты
Стратегическая сессия: почему без нее ваш бизнес ходит по кругу
В 27 лет я уже была руководителем филиала международной компании. За плечами — 9 лет управленческого опыта, включая собственный бизнес. Я была уверена, что весь успех строится на классике: есть план, я организую людей с нужными скилами, дальше — мотивирую и контролирую. Как учили по Файолю в университете.

Я слышала выражение «стратегическая сессия», но точно не знала, что оно означает. Мне было понятно само слово «стратегия» — это просто план движения от одной точки к другой. Но что именно происходит на таких сессиях и чем они отличаются от обычных встреч — я могла лишь предполагать.

Первая настоящая стратегическая сессия, на которую меня пригласили, перевернула мое представление о управлении. Я сидела среди совета директоров — умудренных опытом руководителей далеко за 55 — и не верила своим ушам. Они планировали, а я бы даже сказала, мечтали о том, как будет развиваться компания через… 30 лет.

У меня в голове стучал один вопрос: «Они что, реально собираются столько работать?». Тогда я поймала главный инсайт, который вижу до сих пор, уже проводя сессии в роли фасилитатора. Наемный управленец обычно мыслит в рамках своего предполагаемого срока работы в компании. Если ему 50, он смотрит максимум до своей пенсии, часто — на страхе, что его уберут через год-два. И компания со своей стратегией становится заложником такого мышления. А ведь компании на Западе существуют по 100+ лет именно потому, что они не опираются на срок жизни конкретного управленца или даже собственника.

Так что же это за процесс — стратегическая сессия? Если просто — это 2 дня, когда вы и ваша команда перестаете быть «пожарными» и начинаете быть «архитекторами» своего бизнеса.

Вы прекращаете тушить ежедневные пожары (текучку) и начинаете вместе проектировать будущее. Не я, как руководитель, спуская план сверху, а вся команда, которая знает бизнес изнутри.
Что происходит на сессии на самом деле:

  • Выявляются слепые зоны. Я, как руководитель, могу не видеть то, что видят мои заместители в своих отделах. А они, в свою очередь, не видят картину целиком. Сессия собирает пазл.

  • Рождается единое видение. Чтобы грести в одну сторону, нужно договориться, куда плывем. И это не просто красивые слова в презентации, а реальный образ будущего, которое разделяет вся команда.

  • Принимаются решения, которые не примутся «в рабочем режиме». Сократить неэффективное направление? Перераспределить ресурсы? В операционке на это никогда не найдется времени и смелости. На сессии — это становится логичным шагом.
Зачем там фасилитатор со стороны? Неужели я сам не справлюсь?

Скажу прямо — нет. И вот почему:

1. Вы — игрок, а не судья. Ваше слово всегда будет «давить». Подчиненные могут промолчать, не согласившись с вашей гениальной идеей. Фасилитатор нейтрален. Его задача — вытащить из команды ВСЕ мнения, даже самые неудобные.

2. У него есть инструменты, а у вас — только «мозговой штурм». Профессионал использует десятки методик: SWOT, ментальные карты, работа с возражениями, техники креативности. Это как сравнить плотника с рубанком и столяра с целой мастерской.

3. Он управляет конфликтами, а не гасит их. Когда сталкиваются амбиции сильных руководителей, неизбежен конфликт. И это хорошо! Это признак, что всем не все равно. Но если этим не управлять, спор станет личным. Фасилитатор переводит эмоции в конструктивное русло и не дает дискуссии развалиться.
Какая выгода для бизнеса?

После хорошей сессии вы получаете не отчет, а:

  • Команду, которая «купилась» на общие цели и готова их реализовывать
  • Четкий фокус на ключевые действия вместо распыления на второстепенное
  • Выявленные точки роста, о которых раньше не задумывались
  • Экономию времени и ресурсов за счет согласованных решений
  • Понятный план, как двигаться от текущей ситуации к желаемой
Главная выгода — вы перестаете метаться и начинаете двигаться целенаправленно. А это в бизнесе дорогого стоит.
Хотите вывести команду из операционки и построить понятный план развития? В моей команде — профессиональные фасилитаторы с опытом проведения стратегических сессий в разных отраслях. Мы выезжаем в любой город и организуем весь процесс: от подготовки до реализации плана.